Согласно положениям Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантировано его право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления. Обращаться можно лично либо путем направления индивидуального или коллективного обращения.
Требования к порядку рассмотрения должностными лицами государственных органов и органов местного самоуправления обращений граждан установлены Федеральным законом от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 59-ФЗ).
Личное обращение заключается в непосредственном присутствии гражданина на приеме в государственном или муниципальном органе или у должностного лица. Письменное обращение может заключаться в направлении адресату по почте, с нарочным, подаче в канцелярию, секретарю или непосредственно должностному лицу документально оформленных обращений.
Требования к оформлению письменного обращения.
Статья 7 названного закона закрепляет основные реквизиты обращения. Обязательно указывается адресат (государственный орган, орган местного самоуправления или фамилия, имя, отчество должностного лица, которому подается обращение, и его должность). Далее гражданин указывает свои фамилию, имя, отчество. В вводной части указывается также адрес гражданина. Это необходимо для последующего направления гражданину ответа или уведомления о переадресации. Кроме того, в обращении могут быть указаны контактные телефоны гражданина. В основной части обращения излагается суть проблемы, с которой обращается гражданин, доводы, на которых основываются просьбы и предложения, а также сами просьбы и предложения. Завершая обращение, гражданин ставит свою подпись (как правило, в скобках указывается расшифровка подписи), а также указывается дата подачи обращения. В подтверждение изложенных в обращении обстоятельств и требований гражданин может приложить к обращению копии любых документов и материалов или оригиналы документов. В обращении о наличии таких документов или их копий свидетельствует список приложений.
Обращение, поступившее в форме электронного документа, должно содержать реквизиты, позволяющие его идентифицировать. Несколько отличается обязательный перечень сведений, которые гражданин должен указать в обращении, поданном в виде электронного документа:
- фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии);
- адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.
Указание иных сведений не является обязательным.
При этом стоит учитывать, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, или почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, тогда обращение может быть оставлено без ответа по существу поставленных вопросов, т.е. в таком случае ответ на обращение не дается.
Сроки рассмотрения письменных обращений гражданина.
По общему правилу государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу предоставляется 30 суток со дня регистрации обращения.