Это интересно

Каменный мост

Помните открытки с видом на величественный Кремль? Для многих иностранцев, посещающих Москву, не купить матрешку и такую открытку – преступление. А ведь на ней и запечатлен, пожалуй, самый известный из всех московских мостов. Располагается Большой Каменный мост в районе Боровицких ворот Кремля и соединяет, как и большинство мостов Москвы, два берега известной здесь реки. Один конец моста выходит к улицам Моховой и Знаменке, а другой, лежащий на Болотном острове, к улице Большая Полянка.

Сегодня мост металлический, а свое название он берет в XVII веке, когда в 1643 году царь Михаил Федорович для возведения первого постоянного каменного моста пригласил мастера из Страсбурга Ягона Крилстера. Это был грандиозный по тем временам замысел: мост был хорошо приспособлен к условиям местности, в его основании должны были установить шесть обитых железом быков-ледорезов, которые защищали бы его в период ледохода, своды моста планировали сделать высотой 30 метров, а сама конструкция должна была выдержать прохождение большого пушечного наряда. Надо сказать, что такой грандиозный проект не выдержала ни жизнь архитектора, ни жизнь монаршего заказчика, и строительство приостановили на долгое время.

Лишь в 1682–1687 годах его смог завершить русский монах, свидетельства о котором не сохранились. Длина нового моста равнялась 170 метрам, а ширина – 22 метрам. Всего мост имел восемь арок, центральные арки были с пролетами в 15 метров, было это сделано для того, чтобы под ними могли проходить суда. Въезд на переправу с левого берега осуществлялся через Всехсвятские ворота Белого города, и мост поначалу также называли Всехсвятским. Для защиты моста от возможного нападения неприятеля на правом берегу построили башню с двумя шатрами. Ко всему прочему по традиции мост служил еще и торгом, по обе его стороны располагались переносные лотки и лавки.

Почти два века известный мост служил городу, но к 1859 году он обветшал и нуждался в обновлении. Огромного труда стоило сломать его, с любопытством и сожалением московские жители наблюдали за разрушением одной из диковинок не только Москвы, но и всей России. Новый мост был сооружен инженером-полковником Танненбергом несколько выше по реке, он стоял на трех чугунных арках и на двух каменных быках, а также имел чугунные перила. Однако такой мост уже не был диковинкой.

В 1938 году было принято решение об очередной его переделке. А задумка ее состояла в том, чтобы построить первый в Москве металлический трехпролетный мост. Над разработкой проекта работала группа специалистов в составе инженера Н.Я. Калмыкова и архитекторов В.А. Щуко, В.Г. Гельфрейха, М.А. Минкуса. Общая длина сегодняшнего моста вместе с подъездами – 487 метров, ширина его – 40 метров. Ширина же речного пролета – 105 метров, а береговых – 42,5 метра. Одна из его достопримечательностей – то, что перилами служат чугунные литые решетки с изображением советского герба Москвы.

Сегодня по этому мосту могут перемещаться как пешеходы, так и автомобили.

Патриарший мост

Недавно у Большого Каменного моста появился конкурент, и, надо сказать, достойный – это Патриарший мост, назван он так в честь патриарха Александра II. Хотя построен он всего десятилетие назад, в 2004 году, мост уже приобрел заслуженную популярность. Может быть, потому, что является он только пешеходным и прогулка по нему становится куда более приятной, а может, потому, что располагается прямо напротив храма Христа Спасителя.

Итак, пересекая Москву-реку и соединяя Пречистенскую и Берсеневскую набережные, стилобатная часть моста идет через Болотный остров, пересекает Водоотводный канал и находит свой конец на Якиманской набережной.

Патриарший мост был сооружен по проекту архитектора М. Посохина, художника Зураба Церетели и инженеров А. Колчина и О. Чемеринского. Главной его особенностью становится стилизованность под архитектурные традиции XIX века. Мост состоит из трех пролетов. Тип конструкции моста – консольный. Общая его длина – 203 метра, ширина – 10 метров, а площадь – 258 кв. метров. Мост возводился вдоль Москвы-реки на разных ее берегах, а затем при помощи специальных приспособлений половинки конструкции развернули навстречу друг другу в нужное положение. Такой метод строительства позволил обеспечить бесперебойное функционирование водного транспорта.

В полотно моста встроены светильники, создающие оригинальное освещение. Ажурная решетка и стилизованные под старину фонари стали настоящим украшением Патриаршего моста, и его смело можно назвать самым красивым в Москве. Сразу же после открытия этот мост стал популярным местом у влюбленных и молодоженов. Именно здесь впервые в Москве было замечено новое явление – на его ограде стали появляться замки любви: большие амбарные, маленькие и элегантные, с именами и без имен.

Известно также, что именно здесь записывал свои новогодние обращения в 2008–2011 годах бывший президент Дмитрий Медведев.

Лужков мост

У Лужкова пешеходного моста несколько названий, официальных и неофициальных. Несмотря на то что мост был открыт в 1994 году, когда мэром города еще являлся Юрий Лужков, официальное название моста не связано с фамилией чиновника. А был он назван в честь старого названия местности Болотной площади – Царицынский луг (мост соединяет Болотную площадь с Кадашевской набережной).

Инженером постройки является А.О. Хомский, архитекторы Т.В. Астафьев и Г.И. Копанс. Конструкция моста представляет собой балочное пролетное строение переменного сечения из высокопрочной стали. Дизайн малых форм, осветительной арматуры, так же как рисунок ограды с медальонами, выполненными на исторические сюжеты по эскизам скульптора Зураба Церетели, по мнению проектировщиков, «отвечает традиционному московскому стилю».

Второе название этого мостика – Третьяковский, так как построен он через Водоотводный канал и является сейчас одной из частей архитектурного ансамбля Третьяковской галереи.

И неофициальное, третье название моста – Поцелуев – связано с одной из магических традиций города – приезжать на мост после бракосочетания. Начну с того, что неподалеку здесь установили скамью примирения: выполненная в форме чаши скамейка сближает тех, кто на ней сидит, ведь как бы далеко они друг от друга ни сели, вскоре обязательно окажутся рядом – в ее середине. А спустя некоторое время, в 2007 году, на Лужковом мосту было установлено первое в столице «Дерево любви». Это скульптурное дерево сделано из металла, а на его сплетенные ветви молодые пары вешают замочки, ключи от которых тут же бросают в реку. Этот обряд, пришедший к нам из Италии, символизирует верность и постоянство.

Сейчас аллея металлических деревьев уже перешла через мост и зашагала по набережной, а значит, количество влюбленных и счастливых семей в нашем городе становится все больше, что не может не радовать.

Москворецкий мост

Большой Москворецкий мост расположен в районе Беклемишевской (Москворецкой) башни Кремля, рядом со Спасскими воротами. Этот автомобильно-пешеходный мост через Москву-реку, название которому было дано по Москворецкой набережной, соединяет Красную площадь, Варварку и Васильевский спуск с Большой Ордынкой в Замоскворечье.

В 1498 году на этом участке Москвы-реки находился наплавной мост, который соединял Тверскую и Серпухов­скую дорогу. В 1789 году «живой» мост заменили деревянным, который установили на сваях. В 1829 году старый мост обветшал, и вместо него построили новый, тоже деревянный, трехарочный мост, но на каменных опорах-быках. Длина арочных пролетов у того Москворецкого моста составляла 28 метров. В 1870 году во время пожара мост сгорел, и спустя два года на сохранившиеся каменные быки установили уже металлические пролеты.

Современный Большой Москворецкий мост представляет собой монолитную железобетонную конструкцию и имеет три пролета. Построен он в 1936–1937 годах архитектором А.В. Щусевым и инженером В.С. Кирилловым. Длина моста равняется 554 метрам, а ширина – 40 метрам. Мост, кстати, является самым большим в Москве. Продолжением Большого Москворецкого моста через Москву-реку является Малый Москворецкий мост, переброшенный через Водоотводный канал.

Примечательно, что именно на Большой Москворецкий мост в мае 1987 года приземлился на маленьком одномоторном самолете немецкий летчик-авантюрист Матиас Руст, событие это имело огромный резонанс во всем мире.

Крымский мост

Такие сооружения, как Крымский мост над Москвой-рекой, встречаются довольно редко, а значит, не случайно он является одной из достопримечательностей и символом города. Расположившись на трассе Садового кольца, он соединяет Крымскую площадь и Крымский Вал.

В прошлом на месте нынешнего Крымского моста находился деревянный Никольский мост постройки 1789 года (автор проекта А. Герард). Когда Никольский мост обветшал, в 1870 году его заменили на двухпролетный металлический (автор проекта В.К. Шпейер). В 1936 году мост сместили на 50 метров ниже по течению реки, а затем и вовсе разобрали. Новый мост получил название от существовавшего в древности Крымского брода, по которому переходили через реку крымские татары во время своих набегов на русскую столицу.

Новый Крымский мост открыли 1 мая 1938 года. В те годы он входил в число шести мостов Европы с самыми длинными речными пролетами. Общая длина Крымского моста составляет 688 метров. Длина речного пролета – 168 метров, а всего таких пролетов три. Ширина моста относительно невелика – 38,5 метра. Основную часть элементов конструкции изготовляли на заводах Краматорска, а цепи и пешеходные участки – на СКМЗ.

Над разработкой проекта работали инженер Б.П. Константинов и архитектор А.В. Власов. Они использовали очень оригинальный и редко применяющийся принцип. Пилоны Крымского моста (высота 28,7 метра) стоят отдельно и никак между собой не соединяются вверху. По верху же пропущены цепи, которые закрепили на концах моста. Длина каждой цепи равняется 297 метрам, а вес металлических конструкций достигает 10 тыс. тонн. Проезды вдоль набережных проходят под мостом в береговых пролетах между пилонами и анкерными устоями на концах цепей. Пандусы подходов устроены по железобетонным эстакадам, фасадные стороны которых закрыты стенками, облицованными гранитом. Под эстакадами размещены гаражи. Для спуска с тротуаров моста вдоль стенок подходов устроены лестницы.

С апреля по декабрь 2001 года проводились работы по генеральной реконструкции Крымского моста. За это время строители заменили покрытие тротуаров и проезжей части, сборные плиты дорожного покрытия заменили монолитом. Кроме того, была обновлена гидроизоляция моста, проведена антикоррозийная обработка металлических конструкций. Заменено было также 5,5 тыс. кв. метров гранитной облицовки.

Недалеко от Крымского моста находится филиал Третьяковской галереи – Государственная картинная галерея на Крымском Валу. Решением московских властей Крымский мост был включен в число охраняемых объектов городского культурного наследия.

Пушкинский мост

Недалеко отсюда есть еще один очень интересный пешеходный мост. Пушкинский мост, построенный через Москву-реку, соединяет Пушкинскую набережную Нескучного сада и Центрального парка культуры и отдыха с Фрунзенской набережной.

Сооружен он совсем недавно, в 2000 году, с использованием конструкций старого Андреевского моста, построенного между 1905 и 1907 годами по проекту Л.Д. Проскурякова и А.Н. Померанцева. В связи с тем что на входе со стороны Нескучного сада сохранена табличка с краткой историей Андреевского моста, Пушкинский мост нередко называют Андреевским. Более того, на большинстве карт Москвы мост обозначен именно как Андреевский. Также под именем Андреевского моста он входит и в ряд справочников и энциклопедий.

Андреевский же мост был построен на 35-м километре Окружной железной дороги как железнодорожный мост. Поначалу он назывался Сергиевским, в память об убитом генерал-губернаторе Москвы великом князе Сергее Александровиче, а в 20-х годах XX века его переименовали в Андреевский в честь Андреевского храма, расположенного неподалеку. Мост простоял на этом месте более 90 лет. За это время он неоднократно ремонтировался и перестраивался, но в конце 90-х годов XX столетия Андреевский мост уже не отвечал требованиям безопасности, и в 1998 году пришлось снизить его пропускную способность, а также ограничить скорость прохождения составов. Кроме того, на отрезке Андреевского моста нельзя было электрифицировать железнодорожные пути, а это уже тормозило реконструкцию всей магистрали.

Очевидно, что городу нужен был новый мост, однако старый Андреевский решили сохранить, ведь он являлся памятником архитектуры и образцом инженерного искусства. Его главную арку весом 1500 тон сняли с опор и опустили на полтора километра вниз по течению к парку Горького. Подготовка и осуществление этого предприятия заняли 11 месяцев. Непосредственно перед переправкой конструкции на 8 суток перекрыли судоходство по Москве-реке, а сама буксировка заняла в целом полтора часа. На старом же месте построили два новых Андреевских моста: автомобильный и железнодорожный.

Поскольку на новом месте ширина реки превышала размеры мостовой арки на 90 метров, то мост дополнили двумя железобетонными арочными пролетами по 25 метров каждый. Со стороны Нескучного сада была достроена двухсотметровая эстакада, идущая от Ленинского проспекта к Пушкинской набережной, а со стороны 1-й Фрунзенской улицы был сооружен крытый вестибюль с эскалаторной галереей. По названию Пушкинской набережной назвали и мост, нижняя часть которого представляет собой старинную ажурную арку, опирающуюся на каменные опоры, а верхняя – полупрозрачную галерею с мраморными полами.

Непосредственно на мосту иногда устраивают выставки, а мост стал одним из обязательных объектов, которые посещают молодожены в день свадьбы, чтобы сделать снимки на память.

Кстати

Мосты в районе Якиманки служат еще и отличной смотровой площадкой Москвы, с каждого из них можно наблюдать раскинувшуюся панораму невероятной красоты: Кремль, храмы Василия Блаженного и Христа Спасителя, гостиница Балчуг, Дом на набережной, Москворецкая, Софийская, Раушская, Пречистенская, Берсеневская набережные, жилой дом на Котельнической набережной, здание МИД, и многие-многие другие украшения нашего города. 



Новости СМИ2