Одной из актуальных проблем современного законодательства Российской Федерации в сфере информации является защита несовершеннолетних от негативного влияния информационной среды.
Для решения данного вопроса на федеральном и региональном уровне установлены полномочия органов в сфере защиты детей от воздействия информации, способной причинить вред их здоровью и нравственному развитию, что, несомненно, является положительным фактором.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (далее – Закон № 436-ФЗ) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ должен разрабатывать и реализовывать единую государственную политику в данном направлении, федеральные целевые программы обеспечения информационной безопасности детей, содействовать производству информационной продукции для детей и ее обороту, устанавливать порядок проведения экспертизы информационной продукции, осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением законодательства Российской Федерации о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.
Органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию законодатель обязывает разрабатывать и реализовывать региональные программы обеспечения информационной безопасности детей, производства информационной продукции для детей и ее оборота.
Распространение информации, причиняющей вред здоровью детей и (или) их развитию запрещается или ограничивается Законом № 436-ФЗ. К запрещенной отнесена информация, которая отрицает семейные ценности, формирует неуважение к родителям и (или) другим членом семьи, способная вызвать у детей желание употребить табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости, содержащая информацию порнографического характера, содержащая нецензурную брань. Если установлено, что представленная информация может вызвать у ребенка ужас, страх или панику, а также изображает или описывает ненасильственную смерть в унижающей человеческое достоинство форме, содержит бранные слова и выражения, не относящиеся к нецензурной брани, то ее распространение признается ограниченным.
Учитывая, что сегодня уровень развития информационных технологий высок, но нет полной возможности оградить детей от вредной для них информации, Законом № 436-ФЗ предусмотрено проведение экспертизы информационной продукции в целях выявления информации, причиняющей вред здоровью и (или) развитию детей. Экспертиза проводится экспертом, экспертами и (или) экспертными организациями, аккредитованными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, по инициативе органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, общественных объединений, граждан на договорной основе. Срок проведения экспертизы информационной продукции не может превышать 30 дней с момента заключения договора о ее проведении. По окончании экспертизы дается экспертное заключение с решением либо о несоответствии информационной продукции требованиям Закона № 436-ФЗ и вынесении предписания об устранении выявленного нарушения либо о соответствии информационной продукции требованиям Закона № 436-ФЗ и об отказе в вынесении предписания.
За несоблюдение законодательства РФ о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию установлена административная ответственность. Ст. 6.17 КоАП РФ на граждан, которые нарушили требования распространения среди детей информационной продукции, содержащей информацию, способной причинить вред их здоровью и (или) развитию и если это действие не содержит уголовно наказуемого деяния, накладывается административный штраф в размере от 2000 до 3000 тысяч рублей с конфискацией предмета административного правонарушения, на должностных лиц - от 5000 до 10.000 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 5000 до 10.000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц - от 20.000 до 50.000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
В случае неприменения операторами связи, организующими доступ к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети «Интернет») в местах, доступных для детей, административных и организационных мер, технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию (за исключением операторов, оказывающих эти услуги на основании договоров об оказании услуг связи, заключенных в письменной форме), накладывается административный штраф в размере от 5000 до 10.000 рублей – на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, от 20.000 до 50.000 рублей – на юридических лиц. Также не допускается размещение объявлений в информационной продукции для детей, включая информационную продукцию, размещаемую в информационно-телекоммуникационных сетях (в том числе в сети «Интернет») о привлечении детей к участию в создании информационной продукции, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, которое наказывается административным штрафом. Для граждан его размер составляет от 1000 до 1500 рублей, для должностных лиц – от 2000 до 3000 рублей, для юридических лиц – от 20.000 до 30.000 рублей.
Межрайонный прокурор М.Н. Киселев